Хинкал дагестанский: Хинкал- дагестанский и чеченский рецепты приготовления

Хинкал дагестанский: appassionata_lr — LiveJournal

?
Category:
  • Еда
  • Cancel
Хинкал — блюдо без границ и наций, распространяется повсюду, адаптируется к традициям разных народов, но сохраняет свое лицо и четыре неизменных ингредиента — мясо, тесто, бульон, соус…В Азербайджане нам рассказывали, что в старину у истинно трудолюбивых девушек в одну деревянную ложку помещались 99 хинкалин.

Правда когда наступило время Хинкала для нашей небольшой компании, мы уже благополучно простояв 5 часов на российской границе, оказались в Дагестане…

На майской набережной в Махачкале гулял сильный ветер, но уже довольно теплое солнце манило и приглашало присесть за столик на улице. Что мы и сделали. Гостеприимный хозяин предложил меню и узнав, что едем из Азербайджана да еще и с фотоаппаратом, разговорился с «коллегами»)), а мы попросили приготовить нам национальное блюдо. Конечно выбор пал на Хинкал.

Скажете, как можно с раннего утра есть такое сытное блюдо, тем более, что своими масштабами оно вызывает справедливые опасения,))) но… «Говорят, что хирург Пирогов — нередкий персонаж кавказских баек — однажды увидел, как горцы едят хинкал. Знаменитый доктор пришел в ужас: ему такой обед показался тяжелым и вредным. И лишь когда на столе появился бульон, Николай Иванович успокоился — понял, что это блюдо благополучно усвоится.» — и это есть истина)))

Говоря о соусе нужно обязательно сказать, что первую скрипку в оркестре вкусов и ароматов этого соуса играет чеснок. По легенде, имам Шамиль сказал: «Кто думает о последствиях, тот не герой». Под этими словами охотно подпишутся все любители хинкала с изрядным количеством чеснока….

Вообще вывод таков — в Дагестане можно жить долго, и каждый раз, открывая для себя очередной народ, знакомиться с новым, оригинальным рецептом Хинкала.
А следом — с пирогами-чуду, пельменями-курзе, кашами и напитками.

Справедливости ради нужно заметить, что что-то подобное мы ели в Чечне, в Грозном, но называлось оно по другому, поэтому и рассказ отдельный))

Tags: Дагестан, еда, кулинария, мясо, путешествия, фото

Subscribe

  • Дагестан в Эрмитаже..

    В Дагестанском селе Кубачи есть легенда, о том, что их предки пришли сюда из Рума, т.е. из Малой Азии, из Румского султаната, созданного…

  • «Хан — Плов» Дагестанский

    «Палав (перс. «پلو») — кушанье из риса, мяса, масла, моркови и лука и имеющего разные способы приготовления» — толковый словарь «Фарҳанги забони…

  • Вкусный Дербент))

    «Вы изволите рассудить-с: барыни-то часто сами на рынок пешком ходят-с.» Островский А. Н., Свои люди — сочтёмся, А как же ещё ходить по этому…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

  • Дагестан в Эрмитаже.
    .

    В Дагестанском селе Кубачи есть легенда, о том, что их предки пришли сюда из Рума, т.е. из Малой Азии, из Румского султаната, созданного…

  • «Хан — Плов» Дагестанский

    «Палав (перс. «پلو») — кушанье из риса, мяса, масла, моркови и лука и имеющего разные способы приготовления» — толковый словарь «Фарҳанги забони…

  • Вкусный Дербент))

    «Вы изволите рассудить-с: барыни-то часто сами на рынок пешком ходят-с.» Островский А. Н., Свои люди — сочтёмся, А как же ещё ходить по этому…

Дагестан — рай для гастрономического туризма

Когда от чтения этой статьи у вас потекут слюнки, ищите билеты в Дагестан тут.

На первый взгляд, дагестанская кухня может показаться скучной и однообразной. Основные продукты — максимально простые и дешёвые: тесто, фарш, сыр…

Но сколько придумано вкуснейших блюд на их основе! 

Ведь в одном регионе вместе живут свыше сорока разных национальностей, и у каждой — свои кулинарные традиции.

Казалось бы, что можно приготовить, используя только три продукта: яйца, муку и воду? Но на это любой дагестанец усмехнётся — и назовет как минимум пять видов хинкала*.

*Что это за блюдо — мы расскажем ниже. 

Много веков жизнь народов Дагестана была очень сложной и опасной. Зима в горах начинается рано, а заканчивается гораздо позже, чем на равнинной части — поэтому жителям гор, охотникам и скотоводам, приходилось тяжелее всего.

Охотиться в горах лучше налегке — с большой поклажей или запасом провизии на спине тратится слишком много сил и энергии.

Перегнать стадо на другое пастбище или вовремя отогнать отару в безопасное место — тоже дело нелёгкое.

Но у каждого народа имеются свои решения, которые хранились в тайне от других. А некоторые племена до сих пор хранят секреты подальше от чужого глаза.

Владимир Левин, шеф-повар махачкалинского ресторана «Папаха»

Путеводитель по дагестанским блюдам

Сперва мы расскажем о том, что именно здесь стоит съесть — чтобы вы не заблудились в непонятных названиях, открыв меню.

А дальше посоветуем конкретные, проверенные места, где всё это можно попробовать в разных вариациях — и даже сравнить трактовки разных шефов.

Если хотите сразу перейти к спискам ресторанов и кафе — вот они.

  • Где попробовать национальную кухню в Махачкале.
  • Где запить всё это тесто и мясо хорошим кофе.
  • Где попробовать национальную кухню в Дербенте.
  • Где попробовать национальную кухню в горах с невероятным видом.

Хинкал

Не путайте с грузинскими хинкали: начинка тут не внутри теста, а отдельно.

Разновидностей хинкала в Дагестане столько же, сколько и национальностей. 

Аварский хинкал — самый популярный, но и очень трудный в приготовлении. Сложность — в варке: переварить тесто так же легко, как и недоварить.

А у опытной хозяйки получаются вкуснейшие пышные подушечки. 

Обычно подается блюдо с томатно-чесночным соусом и бульоном в отдельной плошке — этакое спагетти болоньезе, только совсем особенное.

Популярен и даргинский слоенный хинкал.

Это рулетики из дрожжевого теста, иногда с добавлением специй или измельченных грецкий орехов. Готовится он с помощью пароварки — так тесто выходит максимально воздушным. 

А кумыкский хинкал по сути своей является домашней пастой. Секрет хорошего кумыкского хинкала — в долгом и тщательном замесе теста и тонкой раскатке.

Варится «паста» в бульоне, подается также с томатно-чесночным соусом. 

Ну и главное — мясо.

К аварскому хинкалу подается 3-4 вида мяса, которое варится в одной кастрюле. Это очень важно: так бульон становится невероятно ароматным и наваристым!

В махачкалинском ресторане «Аксакал» мы используем сушеную говядину, баранину и колбасу из высокогорного села Ритляб.

Эта местность очень удалена от городов и промышленных производств — даже асфальтовая дорога заканчивается за сорок километров до села. 

Экология невероятно сильно влияет не только на химический состав и полезные качества мяса, но и на его вкус! 

Также на текстуре мяса сказывается то, что животные находятся постоянно в движении по горам. Чтобы закрыть свою потребность в пище, им приходиться проходить десятки километров по крутым горам.

Иван Пехтерев (шеф-повар ресторана «Аксакал»)

Курзе

Еще одно дагестанское блюдо, напоминающее пельмени, манты или хинкали. Но с особым способом лепки — косичкой. 

Может показаться, что процесс плетения курзе очень прост. Это большое заблуждение. Сплести курзе тонко и аккуратно — целое искусство. 

А ведь ещё нужно, чтобы процесс не растянулся на весь день…

Женщины в Дагестане так оттачивают мастерство лепки, что могут сделать идеальные курзе совершенно не глядя — и успевают при этом поинтересоваться, как дела у каждого члена семьи. 

Фарш должен быть сочный, чтобы внутри «пельмешек» получился сок.

А вообще, курзе готовят и с сыром, и с творогом, и с яйцом, и даже с крапивой. 

Чуду и ботишал

Классические чуду — тонкие блины с разными начинками: с мясом, сыром, зеленью, творогом, тыквой, с листьями крапивы и мяты.

 

В идеале, чуду готовятся в турецкой печи — но на обычных кухнях используется просто сухая сковорода.

Местные ласково называют их «чудушки». 

Для тех, кто любит гастрономический контент в соцсетях — инстаграмнее ботишала (все называют по-разному) нет на свете ничего. Он максимально сырный и тянущийся. 

Начинка состоит из картофеля, смешанного с творогом — а сверху готовое блюдо посыпается жжённой мукой.

Самые вкусные ботишал я пробовала в селе Чох и в кафе Веранда в верхнем Гунибе. 

Чуду на Кавказе — не просто одна из основ кухни, а непременная часть застолья.

Уникальность блюда в том, что готовить его можно круглый год, используя  сезонные начинки.

Например, весной готовят чуду с невероятным количеством молодой зелени разных видов: с крапивой, зелёным луком или свекольной ботвой. 

Летом — чуду с тыквой, жемчужину дагестанской кухни.

Зимой, когда пища должна стать максимально плотной и согревающей, чаще всего готовится чуду с мясом. Это может быть свежая или сушеная баранина или говядина.

Самыми вкусными считаются чуду, приготовленные в старинных дровяных печах. В городе, к сожалению, таких уже не найти. А в селах эти печи сохранились и успешно используются многими хозяйками.

Лейла Богданова, владелица махачкалинского ресторана-музея «На Lermontova», цитирует Владимира Севриновского

Урбеч

Урбеч — это кавказская «нутелла». Попробовав его, вам точно захочется увезти с собой пару банок.

В качестве основы используют все виды орехов: кунжут, фисташки, семена подсолнечника, тыквенные семечки. Мак, кешью, ядра абрикосовых косточек, грецкий и лесной орехи. Миндаль, арахис, конопляные семечки… А в классической версии — семена льна. 

Купить вкусный урбеч можно на Втором рынке Махачкалы — а в идеале лучше съездить на его производство в село Кикуни.

Дагестанцы обожают добавлять урбеч везде, и не боятся необычных сочетаний — к примеру, часто подают его к тыквенному чуду.  

Более того, урбеч используют даже в виде лекарства от боли в горле.

Не могу сказать, что мне помогало — но вкусно будет точно.

По преданию, маленькая ложечка урбеча была способна придать силы и энергию странникам, давно находящимся в пути.

Настоящий дагестанский урбеч делается вручную, путем растирания в муку всех компонентов на каменных жерновах и последующим добавлением мёда и сливочного масла.

Сладкий ореховый урбеч с медом очень вкусно есть ложками или добавлять в кашу, а кунжутный урбеч — отличная заправка к салату.

Левин Владимир, шеф-повар махачкалинского ресторана «Папаха»

Кураговая каша

Кураговая или абрикосовая каша — уникально дагестанское блюдо.

Когда-то у горцев не было большого выбора сладостей, и абрикосовая каша стала главным десертом.

Кашу варят из абрикосового сока, добавляя в него муку и сливочное масло. Или из свежих абрикосов или перетёртой кураги, также с добавлением муки и масла. Сверху поливают урбечем, медом или сахаром.

Получается аутентичный и очень лёгкий (что, честно сказать, большое исключение для дагестанских блюд) десерт. 

Кураговая каша с льняным урбечем — традиционное горское лакомство.

С ней дагестанцы связывают важные события из своей жизни. Давняя традиция — приготовление каши на рождение ребёнка, а первым, кто ее пробовал, была мама новорожденного. Также ей угощали всех сельчан, которые приходили разделить радость.

Подается каша горячей, с фруктовой сладостью-кислинкой и богатым вкусом сушеных абрикосов. 

Кстати, мы в ресторане ее готовим именно из диких абрикосов (многие готовят на компоте), поэтому она у нас имеет темно-шоколадный цвет. 

А льняной урбеч добавляет ореховой вяжущей терпкости. Еще одна уникальность этой каши в том, что она хороша и как полезный и сытный завтрак, и как десерт.

Айшат Магомедова, шеф-повар махачкалинского ресторана EACH

Чак-чак с семенами конопли

Если хочется удивить гостей республики, я еду на рынок и покупаю конопляный чак-чак.

Это традиционная горская сладость, которая теперь чаще всего украшает праздничные столы на Уразу-Байрам.

Семена пищевого сорта конопли заливают сахарным сиропом-медом и оставляют до остывания. Получается что-что вроде грильяжа: семена приятно хрустят на зубах, а сахарный «мёд» немного тянется.

В чистом виде такой десерт можно встретить нечасто. Обычно семена разбавляют орехами — грецкими и фундуком, или сладким тестом, из которого выпекают своеобразные мелкие «макароны».

Юлия Головёшкина, владелица махачкалинского кафе Bisou Bisou

Где всё это пробовать

В Махачкале

«На LERMONTOVA»

Аутентичный «Ресторан-музей на Лермонтова» занимает помещение в два этажа.

Первый — с открытой кухней, большим залом и экспонатами.

Тут можно увидеть кайтагскую вышивку XIX века и подлинные, расшитые николаевскими серебряными монетами национальные костюмы.

Ювелирные украшения кубачинских мастеров и балхарские кувшины.

Унцукульскую насечку и старинные табасаранские ковры.

Второй этаж стилизован под сельскую веранду, с резной мебелью сталинских времен.

Тут стоит попробовать хинкал в различных вариациях: аварский, кумыкский, галушки, халтаму и лезгинский.

Специально для гостей республики в ресторане одними из первых разработали специальные сет-меню.

А чуду посвятили целый раздел (16 позиций) — от начинок с урбечем по левашински или ци чуду на кукурузной муке, до беркала и лезгинского чуду с курицей и полбой.

В меню есть и редкие блюда — рассук, хинкал с халияром, щапщи, сюзму. А таких курзе, как здесь — яичных с урбечем или цветных на овощных соках, вы больше нигде не найдёте.

EACH

В ресторане EACH вас ждёт европейская кухня с дагестанскими специалитетами.

В разделе «Дагестан» есть чуду, курзе, хинкал и ботишал, один из лучших в городе.

И, конечно, кураговая каша с урбечем — как в разделе завтраков, так и на десерт. Она здесь особенная — отличается от других кафе тем, что готовится на отваре из горной переспелой кураги.  

«Папаха»

Ресторан национальной кухни с современным комфортом high-класса.

В меню — большой выбор национальных блюд в разных вариациях подачи. Я советую даргинский хинкал с говяжьим ребром и муссом из урбеча.

А для тех, кому хочется вау-эффекта — можно заказать каре барашка в тандыре или шатобриан, которые шеф вынесет лично и устроит из подачи настоящее шоу.

Bisou Bisou

Bisou Bisou в городе два — это заведения, которые не ожидаешь увидеть: стильные, европейские, в парижском стиле. Но и тут без специалитетов не обошлось.

Настоятельно советую попробовать напиток под названием «Махачкалино», на создание которого натолкнула большая любовь дагестанцев к использованию урбеча.

Будьте осторожны — это очень сладко и очень вкусно.

«Аксакал»

Проект, который объединяет в себе кофейный бар, открытую зону обжарки кофе и национальную кухню, обыгрывающую рецепты предков в современном исполнении.

В меню ресторана на Танкаева, 57 недавно появились сеты на компании, которые готовят по предварительному заказу за 6 часов.

Их всего три. И один из сетов — целиковая вареная или запеченная баранья голова. Это достаточно специфический, но очень даже вкусный деликатес.

Также подают сет аварского хинкала: цельнозерновой и кукурузный с вареной бараниной или сушеными говядиной, бараниной, колбасой и курдюком. 

«Муррад Шашлык»

Название говорит за себя — проект посвящает в культуру мяса в интерпретации конкретного шеф-повара.

Помимо шашлыка, которому тут посвящен целый раздел — от ханского до шашлыка с курдюком — в основном меню есть авторское видение хинкала с бараниной и гранатным соусом. 

Кофе в Махачкале

В столице Дагестана, ко всему прочему, очень развит культ кофе, а на каждом шагу полно спешелти-кофеен.

Но и в ресторанах, например в Bisou Bisou или Дружбе, мне всегда наливали отличный фильтр.

Чтобы выделить самые интересные, я посоветовалась со своим другом, местным кофейным знатоком Али Искандеровым. 

V60 — первая кофейня города с интерьером крафтового бара, где начали заваривать кофе альтернативными способами. Плюс здесь сами обжаривают зерна, экспериментируют и пробуют лоты от разных обжарщиков.

Кофейня Mood — модная и современная, тут всегда вкусный и насыщенный эспрессо и американо, а дистрибьюторы — Rockets Coffee.

Espressobar23 — кофейня недалеко от Махачкалы, в Каспийске (20 минут на машине). Я советую приехать сюда не только потому что 23 — моё любимое число (а вдруг и ваше?). Здесь всегда вкусный кофе, и есть интересная иммерсивная воронка Clever, которую не встретишь в других кафе республик.

А ещё она находится на самой зеленой улице города.

И ещё немного моих собственных рекомендаций.

«Папаха кофе»

Это кафе — не перепутайте с одноимённым рестораном. Очень приятный минималистичный дизайн, а меню (но не цены!) практически идентично московской «Кофемании».

Обширное меню напитков: различные виды черного кофе, с молоком, и множество вариаций рафа, к примеру, урбечовый. Большой популярность здесь пользуется малиновый кофе, который находится в разделе с холодными напитками.  

1930

Безумно уютная сеть кофеен 1930, где завтрак можно заказать на протяжении всего дня.

Три локации расположены по городу: Ермошкина, Оскара и даже в аэропорту. Помимо фильтр-кофе, советуем попробовать одни из самых вкусных сырников Махачкалы: у них хрустящая корочка и нежные внутренности. 

«Темп» 

Это целый кластер: под одной крышей работают галерея современного искусства, лекторий, шоурумы дизайнеров, кинобар, книжный магазин и сэндвич-бар.

Здесь можно провести весь день – начать с лекции на тему искусства, остаться перекусить сэндвичем (например, с гуакамоле и вялеными томатами или чиабаттой с курицей в панировке) пройтись по шоурумам, поработать в коворкинге и остаться на кинопоказ. 

«Луч»

Кофейня на центральной площади. Здесь вы найдете множество различных десертов: профитроли, трубочки с кремом и тирамису. А ещё здесь подают уже упомянутый легендарный «Махачкалино».

«Дружба» 

Ресторан «Дружба» — возрожденный из запустения советский кинотеатр. Теперь кино вы там не посмотрите, зато сможете насладиться разнообразными блюдами европейской кухни и выпить вкусный фильтр-кофе. Удивительно, что у создателей получилось сохранить первозданный вид кинотеатра, а дополненные элементы органично влились в общий интерьер. А ещё здесь топ-завтраки.

«Гостиная» 

Гостиная — уютное кафе на улице Оскара, находясь в котором ощущение, что все вокруг тебя игрушечное и сказочное. Множество стеллажей с книгами, кресло-качалки и большое количество окон.

Обязательно стоит прийти сюда на завтрак и попробовать сырники из фермерского творога с добавлением сметаны, ягод и топпингом из соленой карамели.

Дербент

Ferment

FERMENT — это гриль-бар, поэтому акцент здесь — на мясе и рыбе на открытом огне. В меню нет привычного шашлыка или люля, зато есть долма на гриле, которую подают с соусом мацони.

Кухня достаточно эклектичная, нет чуду и курзе, но есть, например, равиоли с традиционной дагестанской начинкой – смеси двух трав, крапивы и непривычной жителям средней полосы халты.

А ещё есть горский суп «шапши» и кураговая каша.

При ремонте мы постарались сохранить историческую кладку из дербентского ракушечника, на стенах висят оригиналы работ дагестанских художников.

А все чайные и кофейные чашки в нашем заведении — винтажные, многим из них около пятидесяти лет. Мы их заказывали на блошином рынке в Дюссельдорфе.

Хозяйка ресторана

В горах

Adat (село Гуниб)

Adat — ресторан национальной кухни в прекрасных гунибских горах.

Сразу скажу, что рестораны с сервисом не в городе в республике редкость, а Adat — самый современный и прогрессивный из них.

Плюс у него идеальное расположение — летом от видов с веранды захватывает дух. В меню вы надёте все перечисленные специалитеты — тончайшие чуду из печи, курзе, хинкал в разных вариантах и все виды хинкала.

К чаю советую взять варенье из айвы и конфеты с урбечем, которые хочется увозить ящиками. 

«Веранда» (село Гуниб)

Кафе Веранда также находится в Гунибе, но не в нижнем, а в верхнем. «Веранда» менее стильная, но не менее вкусная. Всё по-домашнему и уютно: здесь же находится гостевой дом, в котором на верхних этажах живут и сами хозяева. Пожалуй, в «Веранде» самые вкусные чуду Гуниба и самые сочные курзе.

Бесплатная репродукция хинкала, традиционного блюда кавказской кухни, отварных кусочков теста с мясом и томатным соусом | FreeArt

Чтобы разблокировать скидки и открыть коды купонов: Зарегистрируйтесь

Экономьте на художественных принтах и ​​холстах!

Сэкономьте 10% на любом заказе > $25

Код купона *****

Скидка 15% на любой заказ > 100 долларов

Код купона *****

Скидка 20% на любой заказ > $200

Код купона *****

Обратите внимание: общая сумма заказа не включает стоимость доставки.
Введите код купона в корзину, чтобы увидеть применимую скидку.

Водяной знак FreeArt не будет отображаться на вашей работе

Артикул: fa38228010

Еще арт от csp_mikhailkayl

  • Ключевые слова:
  • хинкали,
  • грузинские,
  • блюдо,
  • обед,
  • стол,
  • перец,
  • тарелка,
  • зеленая,
  • белая,
  • тесто,
  • для гурманов,
  • традиционный,
  • ужин,
  • фаршированный,
  • дерево,
  • керамика,
  • грузия,
  • кухня,
  • пельмени, 900 43
  • деревянный, 
  • вареный, 
  • мясо,
  • еда,
  • специи,
  • национальное,
  • хинкали,
  • культура,
  • ресторан,
  • домашнее, 9004 3
  • этнический,
  • белый,
  • крупный план,
  • здоровый,
  • обед,
  • приготовленный,
  • хинкал,
  • традиционное блюдо кавказской кухни,
  • отварные кусочки теста с мясом и томатным соусом,
  • картина на холсте,
  • репродукция ,
  • фотопечать,
  • фрески,
  • комнатные картины,
  • предметы интерьера,
  • постеры,
  • картины,
  • репродукции для домашнего декора,
  • 9 0042 постер, 
  • для печати

Печать:

Рамка и коврик:

Итого:

Художественные репродукции

Холст

  • 4 «х 6» БЕСПЛАТНО
  • 8″ х 10″ БЕСПЛАТНО
  • 11 «х 14» 4,99 доллара США
  • 12″ х 18″ 29 долларов
  • 16 «х 24» 49 долларов
  • 24 «х 36» $69
  • 28 «х 42» 99 долларов
  • 36″ х 54″ 149 долларов
  • 44″ х 66″ 199 долларов
  • Пользовательский размер печати

Посмотреть другие размеры

Самые популярные рамки

Печать:

Рамка и коврик:

Всего: Отпечатки действительно бесплатны

Добавить в корзину

Печать действительно бесплатна

Рамка
  • Показать изображение целиком
Отделка

MatteLus terLamination — 1,99 долл. США Wall Cling — 1,99 долл. США Акварельная бумага — 1,99 долл. США Заголовок

Любимое изображение

Подписаться:Михаилкайл

 Быстрая доставка

 Безопасный онлайн-заказ

2022-02-28

Супер быстрая доставка, красивые отпечатки!

28.02.2022

Отличный выбор и достойные скидки.

27.02.2022

27.02.2020

Посылка пришла вовремя. Художественная работа лучше, чем я думал. Спасибо FreeArt

24.02.2020

Хорошая картинка по такой цене…

FreeArt предоставляет бесплатные небольшие художественные репродукции и плакаты с миллионами изображений! Стоимость доставки всего 2,9 доллара США.9 ($0,99 за каждый дополнительный) вы получите высококачественную художественную печать, изготовленную Free Art, Inc. специально для вас. Нет необходимости искать печатное искусство; мы отправляем вам бесплатные произведения искусства галерейного качества. Большинство отпечатков отправляются на следующий рабочий день, и мы предлагаем гарантию возврата денег в течение 30 дней после покупки.

Пастухи Севуха | openDemocracy

Алимирза и Хочбар

Солнце еще не взошло, а откуда-то сзади вершина в форме пирамиды, в трех невысоких холмах от горы, где паслись овцы. перо стоит, оно уже распространяет свое тепло, и его отражение освещает озеро скрыто в ложбине внизу. Овцы проснулись и блеют. Алимирза, пастух курит в дверях своей хижины.

Хочбар, девятнадцатилетний сын Алимирзы, водит овцы из загона – 1200 голов. Они медленно поднимаются вверх по склоне, подгоняемый его посохом и хриплыми криками. К тому времени, как солнце взойдет двадцать минут спустя стая далеко, россыпь белых кочек на склоны. Но блеяние и крики пастухов доносятся, как колокольчик, в горы уши лучше, чем глаза.

Алимирза смотрит в небо. Безоблачно. Он не надо было посылать Хочбара с овцами. В хорошую погоду тройка ласковая холмы подобны ладоням трех рук. Можно сидеть у дверей избы, удовлетворенно попыхивая сигаретой и глядя на овец, благополучно пасущихся в три пальмы, окруженные горами. У Алимирзы два сына, и он выбрал отдать свой посох Хочбару. Так что он может работать.

Склоны, где сейчас пасутся овцы самое легкое место» из всех земель, принадлежащих аварскому селу Севуха, в горный район Дагестана на Северном Кавказе. Но там, где есть легкое место всегда есть и трудное место, и оно позади нас, где горы более крутые. Там овцы скрыты скалистыми выступами и пастух не может просто оставить их и сидеть у своей хижины и курить. Алимирза пас свою собирался как раз на такой участок в прошлом году, но это дало ему первый выбор Пастбища Севуха на будущий год. Он выбрал самые легкие трассы и теперь наслаждаясь жизнью, поглядывая на худую загорелую фигурку Хочбара в расстояние.

Три пальмы замолчали – овцы заняты выпасом скота. Единственные звуки — скрип низкого деревянного табурета Алимирзы. и его хрипы. В тишине ты чувствуешь, что даже слышишь его сигарету. сгорая. Пастухи проводят большую часть своей жизни в молчании. Здесь, в горы, чем меньше слов сказано, тем меньше шанс кого-то обидеть. Но когда нанесена обида, она запоминается надолго.

Дагестан означает «земля гор». Над 30 его вершин превышают 4000 метров. Аварцы — крупнейшая этническая группа, на их долю приходится около пятой части населения. население. Фото Юрий Сомов, агентство РИА Новости, все права защищены)

Следующая деревня, например, называется Телекли. Несколько веков назад какие-то парни обидели севукскую девушку. Подробности уже давно с тех пор забыли, а факта правонарушения нет – чего мало века в горах? Мальчиков выгнали из села и подставили их собственное, Телекли. У них не было своих пастбищ, и их потомки жили бы в нищете до скончания веков, если бы Сталин не депортировал чеченцев в Казахстан в 1944 году и переселили жителей Севуха в свои земли, дав жителям Телекли возможность занимать свои пастбища в их очередь.

‘Пастухи много тратят своей жизни в тишине. Здесь, в горах, чем меньше слов сказано, тем меньше шансов кого-то обидеть. Но когда нанесена обида, она вспоминается надолго.

В 1956 году, после смерти Сталина, поклонился старому Севуху жители возвращались из Чечни, решив умереть на своей земле. И все они умерли в следующие несколько лет, как если бы клятву, которую они сдержали, возвращение повлекло за собой смерть. Их младшие родственники приставали к власти о возвращении их земли, и в итоге получили половину. Алимирза, возможно, увеличил свои стада, но в целом их не хватает. пастбища по всему Дагестану.

Нет помощи от правительства

Время идет медленно. День лежит неподвижно на три холма, словно фильм, остановившийся на экране. Иногда овчарки. передвигаться. Рассыпались веером вокруг стаи, вдалеке они похожи на низкие каменные столбы.

– У тебя есть мечта? – спрашиваю Алимирзу.

Это как хотя он ожидал этого вопроса. Изменения в его лице пугают меня. «Мечтаю, чтобы НТВ приехало сюда и показывало людям, что происходит!» слова наружу.

Я поворачиваю голову, чтобы оглядеться, пытаясь поймать все, что может происходить. И представляю застывший экран НТВ. ‘Ну и что происходит?» 

‘Что вы имеете в виду? Это возмутительно!» Алимирза взрывается. «Почему правительство не помогает таким, как я?! В этом году я взял овец в Хасавюртовскую ветеринарную станцию ​​для купания от клещей и клещей и они попросили меня платить по рублю с головы. Но я отказался платить. «Посади меня в тюрьма, если хотите, — сказал я им, — но я не буду платить!» …И теперь я не знаю, что Буду делать, когда осенью их сведу. Они не позволили бы им через, сказали…   

Каждый год в октябре перегоняют стада севухов до зимы под Хасавюртом, местным административным центром. Это шестидневный пеший переход с многочисленными братьями и двоюродными братьями пастухов окружили стадо на своих машинах и часть пути сопровождали. И с каждым годом становится все труднее, так как город расширяется, и они встречают постоянно растущий поток автомобилей, едущих во встречном направлении.

‘Иногда овца хромает, и приходится нести ее, — говорит он, касаясь своего плеча. «Почему я должен платить им по рублю в голова? Это их отцы построили кувшины? Советский Союз построил их! Но если моих овец не купать, а у них завелись чесоточные клещи, то я заразить все остальные стада во время осеннего перегона. НТВ нужно прийти и услышать Алимирза в отчаянии бросает нож на поднос и уходит в хижина.

‘Субсидия на каждого овца составляет от 105 до 180 рублей в год. У Алимирзы 300 овец. Из деньги, которые он получает, он должен сделать взнос в пенсионный фонд в размере 12 000-15 000 рублей. Больше денег идет на налоги, и все, что останется от субсидии, его воспоминания о том, как он бегал вокруг и собирал бумажки».

«Я тоже не получаю на них никаких субсидий». снова отступите, вспомнив что-то еще, что «чешется». «Говорят, ты должен зарегистрируйтесь как фермер. Это тоже стоит денег, вы должны получить подпись тут, подпись там… бегаешь от столба к столбу, и все нарастает!»

Дотация на каждую овцу составляет от 105 до 180 рублей в год. У Алимирзы 300 овец. Из денег, которые он получает, он должен сделать взнос в пенсионный фонд в размере 12 000-15 000 рублей. Больше денег идет налог, и все, что останется от субсидии, это его воспоминания о беготне собирая бумажки. Обещаю писать действительно гадости про голову ветеринарной станции, и он снова успокаивается.

Вечер

Еще не закат, но уже предвкушение вечера поселиться в горах. Хочбар отгоняет овец от их пастбище. Взяв посох Алимирзы, я медленно взбираюсь им навстречу. Через пятнадцать минут я среди стада. Волчьи овчарки рычат и обнажают зубы у незнакомца. «Ха! Ха!» Хочбар снимает рубашку и трясет ею. у овцы. Стая рассыпается, как взволнованная капля ртути: одна часть бежит в гору, другая вниз, третий в сторону. Мы пытаемся сбить их вместе, кричим на них и подталкивая их своими палками.

‘Ха! Вам нужно сделать шум действительно уродливым, чтобы пугай их», — инструктирует меня Хочбар. «Куда идут те, что впереди, остальные

Овцы замирают, дрожа от страха, но как только лидер делает шаг, остальные отстают. Сложнее всего обеспечить что этот первый шаг сделан в правильном направлении.

‘Идиотская овца!’ Мы с Хочбаром кричим, наши голоса столкновение.

«Вы отслужили свою национальную службу?» — спрашиваю я его.

«Я бы с удовольствием, да не возьмут!» — кричит он, снова тряс рубашкой перед овцами. Его последние слова эхом разносятся по горам — «Возьми меня!» Мой отец пошел к военным и просил их взять меня, но требовали за это денег — 30 000 или 40 000 рублей» 9 .0005

‘Но почему вы захотели пойти в армию?’

‘Кто будет защищать нашу страну? Кровавый ад! Я дагестанец!»

«А что, если напали не на Россию, а на Дагестан?»

«Мне все равно, Россия или Дагестан. Просто вся моя семья в Дагестане. Но если нет Россия, Дагестана тоже нет».

«Вы когда-нибудь бываете в городе?

«Иногда»

«А ты говоришь им, что ты пастух?»

‘Думаешь, я идиот? Они бы посмеялись надо мной».

Говорят, что пастухов в Дагестан, главный овцеводческий регион Российской Федерации, и большинство из них уже старики. С другой стороны, некоторые говорят, что более крупные овцеводы утверждают, что их стада намного больше, чем они есть на самом деле, чтобы получить более высокое субсидия от правительства. И правда, здесь овец никто не считает. даже помочь им заснуть.

‘И ты им говоришь, что ты пастух?’

‘Думаешь, я идиот? Они бы посмеялись надо мной».

«Я знаю каждую овцу в отдельности», — говорит Алимирза, когда мы в конечном счете приезжаем в хижину через час. «Если у отца десять детей, он знает их всех, не так ли? Это то же самое для меня и моих овец». Его глаза пронестись по стае. ‘Если есть туман, я думаю’ ‘Угу… вот чернолицый, те те, кто всегда впереди, здесь, там хромой, а бездельники и здесь». Если я увижу тех, Я знаю, что все остальные тоже там».   

Ночное время

В хижине горит свеча. Сейчас ночь уже. В горах дни тянутся вечно, а ночи падают безвозвратно. предупреждение, как будто кто-то накинул вам на голову черный плащ. Постепенно появляются звезды, огромные и близкие.

«Здесь много волков», — говорит Алимирза, прихлебывая чай. из кружки. «Раньше у нас не было столько, но после бомбежек в Чечне они все пришли сюда. Когда они тусуются вместе, они не боятся нас. Если овца останется на горе, то все — она пропала. Когда мы найди ее утром, хвост у нее будет оторван или бок зияет. . Вот вам волки — волк может задушить тридцать овец в минуту. И они хитрые попрошайки. Он выберет место возле ручья, так что его не слышно из-за шума воды. Он будет красться из кустов, не спуская глаз с собак. Алимирза приподнимается и всматривается из воображаемого куста. «А собаки к утру устают, дремлют прочь», — продолжает он, возвращаясь на свою скамейку. «Они умные, мои собаки; они несут постоянную стражу в кольце вокруг овец».   

Посреди избы вбит столб в земляной пол, а с него свисает половина высушенной бараньей туши, что придает от липко-соленого запаха. В углу за лавкой свалены мешки с солью и грубая мука. Еда предназначена для приготовления корма для собак, соль рассыпана на землю для овец – им нужна соль в горах. За хижиной тьма и звенящая тишина ночи. Хочбар моет посуду. Если он не справляется чтобы вступить в армию, он попытается найти подработку на дорогах. Если это не так отработает либо, он станет пастухом. В Дагестане ниже не опустишься чем это.

«Я собираюсь продать овцу и купить ему машину», — говорит Алимирза, грустно глядя на сына, который сушит кастрюлю. ‘Я не хочу, чтобы он будь пастухом».

«Здесь много волков», — говорит Алимирза, прихлебывая чай из кружки. «Раньше у нас не было так много, но после бомбежек в Чечне они все пошли сюда».

Лежа на земле в спальном мешке, покрытом черный плащ Алимирзы, смотрю на небо, жалея, что в Москве звезды так далеко. Я быстро засыпаю в этом горном воздухе.

Вашалав

Рано утром Хочбар перегоняет стадо на соседский загон, где Алимирза будет отделять баранов-производителей. Есть два месяцев до поездки в Хасавюрт. Овец нужно помыть на своих зимовьях, иначе ягнята не переживут перегона. Пока Хочбар гонит овец, мы с Алимирзой пересекаем пару небольших холмов и подойдите к каменной хижине. Две овчарки начинают лаять, и приходит молодой пастух. вышли поприветствовать нас. Кабина была построена сотрудниками «Газпрома» специально для пастухи. Вашалав высокий и неуклюжий, да и русский у него плохой.

«Если у меня будет тысяча овец, — размышляет Вашалав, — я есть 500 ягнят на продажу. В прошлом году я получил за них по тысяче рублей с головы; в этом году возьму больше. У меня кончится миллион, и я куплю пастбище, сено, пшеница, прививки…» Тысяча овец Вашалава только в его голове – у него ему всего восемьдесят, а ведь он всего шесть лет пастух. Пастух работая самостоятельно, к тому времени, когда он имеет несколько сотен овец. Но если по ночам пастухи говорят о волках, то во время день они говорят о том, как наращивать свои стада.

«Скажи, что сейчас хочешь купить овец», — говорит Алимирза в тон, который предполагает, что Вашалав никогда не был рядом с овцой, «и одна овца стоит 3500 рублей, то за 1000 придется заплатить три с половиной миллиона! И где ты это найдешь? Если вы получите кредит от правительства, интерес вас погубит! Прошлая зима была холодной; мы потеряли много ягнят и овцы. Но год назад был хорошим. Хорошей весной можно получить много для ваших овец. Только пастух может зарабатывать деньги на своих овцах. Молодые приносят больше всего. Алимирза поворачивается к мне. «Прежде чем пустить баранов, я хорошенько осматриваю зубы овец». Он показывает его собственные зубы. Они острые и белые, и хотя он говорит о овца, мне волка напоминает. «Если зубы ослабнут, мы ее вытащим». «На содержание овец денег нет», — говорит Вашалав, делая жест безнадежность своими руками. Они такие неуклюжие, кажется, был сорван с его тела, а затем снова пришит.

Овцеводство является одним из основных занятий в горных районах Дагестана. Все Пастушьи работы обычно выполняются мужчинами, включая стрижку, доение, и приготовление молочных продуктов (Фото: Юрий Сомов, РИА Новости, все права зарезервировано)

«За шерсть ничего не получаем», — встревает Алимирза. «Килограмм шерсти стоит пятнадцать рублей, а вы получаете скидку на два килограмма». овца в год. Плюс стригальщику надо платить по тридцать рублей с головы, так что вы останетесь ни с чем».

‘А мясо?’ спрашиваю я.

‘Мясо — единственное, что стоит продавать. В Ст. В Петербурге и Москве за молодняк дадут по 150 рублей за килограмм».

По местным данным, стоимость содержания овец в год около 1700 рублей, а чистая прибыль около 1000.

‘Зачем тогда овец держите, если не можете прожить на их?»  

 ‘Что альтернатива?» Алимирза пожимает плечами. «Стать безработным?»

«Мы ничего не получаем за шерсти, — встревает Алимирза. — Килограмм шерсти стоит пятнадцать рублей, а вы получаете два килограмма от овцы в год. Плюс вам нужно заплатить стригу по тридцать рублей с головы, так и останешься ни с чем».0277

«Я не всегда был пастухом, — говорит Вашалав. ‘Я раньше был торговцем на рынке. Я продавал огурцы оптовикам, а они в розницу. их по той же цене, но с использованием поддельных весов. Это так нечестно — я не выдержал и стал пастухом. другой работы нет здесь.’   

Убой

Хочбар прибыл с овцами. Алимирза ловит одну из них, зажимает между коленями, берется за переднее копыто и отрезает кусок ножом. Животное дергается. Смесь крови и гной течет из копыта. «Гниль на ногах», — говорит он со вздохом и подравнивает другую. копыто. Овца, шатаясь, уходит в угол загона.

Алимирза встает и начинает смотреть под овечьи хвосты. Он хватает одного за заднюю ногу и вытаскивает из загона; он начал отделять шпильки. Хочбар, голый по пояс, ловит сразу двух баранов и тащит их за задние ноги к воротам загона, которые я открываю и закрываю для него. К пятидесятому тарану Хочбар запыхался. Проталкивая животных через ворота, он пинает их под хвост, и с каждым разом пинок все сильнее, как будто выносит на баранах всю свою обида на отца, заставившего его быть пастухом, правительство, которое не дает ему служить в армии, и солнце, которое бьет безжалостно упал на спину.

Алимирза переворачивает одну овцу на спину и тащит его двумя задними ногами. Что-то мне подсказывает, что он не вернется в ручка. Я следую за Алимирзой. «Ты нашел свое призвание в жизни?» — спрашиваю я его. ‘Из конечно нет, — говорит он, поворачиваясь ко мне лицом. Но время сделало меня пасти. Иногда я немного пою.’

‘Спой мне что-нибудь…’

‘Неааа… Я знаю только несколько слов из каждой песни..’

Алимирза кладет животное на бок и становится на колени в перед ним. Овца щурится на него. У него есть нож с цветным пластиком ручка спрятана в руке. Я сажусь рядом с ним и зарываюсь руками в животное». курчавое пальто. Он дрожит, я чувствую, как бьется его сердце. Алимирза приносит нож ближе к горлу.

«В Москве дагестанцев называют баранами-идиотами», я скажем, обняв животное обеими руками.

«Я с этим не согласен» – Алимирза рисует нож по горлу овцы; он вздрагивает под моими руками, но не сопротивляется. «Я думаю, что все люди одинаковые, только мы говорим на разных языках».

Горло животного хлещет густой яркой кровью, мочит пожелтевшую траву. Овца издает хриплый звук. Края порез выглядит как рот, пытающийся глотнуть немного воздуха.

‘Есть ли в Америке такие люди, как мы?’ спрашивает Алимирза.

‘Я так не думаю…’

Алимирза становится на колени на умирающем животном и зажигает сигарета.

«У нас и в Дагестане космонавты есть, и другие образованные люди», — говорит он. Сердце овцы перестает биться. Алимирза гуляет прочь.

У Вашалава также есть нож с цветной ручкой. Он садится перед овцой и начинает мастерски сдирать с нее шкуру – от колена до грудь, грудью к горлу, затем по брюху к хвосту.

Собака подходит и усаживается ждать. ‘Мы не ешьте мясо каждый день. Мы убиваем для себя только одну или две овцы в месяц».

Он достает из кармана маленькую дощечку, толкает ее под кожу и перемещает ее назад и вперед, чтобы отделить ее от плоть. Он вынимает селезенку, трижды плюет на нее, каждый раз приговаривая «Бисмиллях» («Во имя Бога») каждый раз и бросает в сторону Озеро.

‘Но некоторые люди не могут сказать ‘Аллах Акбар’ («Бог Великие») на смертном одре», — продолжает он, ломая животному хребет. «Люди попадают в ад, если они ослушались своих родителей, украли или убили кто-то». Вашалав не ворует и не убивает людей. Но он не верить, что он попадет в рай. Он отбрасывает селезенку и говорит свое «Бисмиллях» трижды, потому что так его учил отец. У него есть непонятно зачем он это делает. Он немного знает русскую поэзию. Иногда он поет, в горах. Иногда он ставит ловушки для волков. Иногда, когда он спит, закутавшись в плащ, подходят овцы и лижут ему лицо. Он постоянно мечтает, но никогда об овцах. Мечтает быть в армии или прогулка в парке Махачкалы, столицы Дагестана, с друзьями, наблюдая за людьми. Когда он в горах, он скучает по другим людям.

Военная служба Вашалава

Через час Вашалав уходит пасти стадо. Я бегу за ним, используя посох, чтобы сохранить равновесие между кочками и карабкаясь по крутому склону. Увидев меня с дальней вершины, он останавливается и ждет.

‘Тебе нравится твоя работа?’ кричу я из другого вершина холма.

«Твоя работа должна нравиться!» — отвечает он. ‘Иначе зачем жить?’

‘Кем ты хотел быть?’

‘Бухгалтером’

«Но не получилось», — говорит Вашалав, когда я догнать его, запыхавшись. «Они не хотели, чтобы я служил в армии, я записался сам. Но она разваливалась на глазах. Ребята дезертировали — они хотели выйти. Меня это взбесило.’

‘Почему?’

‘Это было оскорблением нашей страны. Они были совершенно бесстыдно об этом. Меня хотели сделать инвалидом, но я отказался. В нашем деревне самое постыдное, что можно было сделать, это не закончить свой национальный услуга. Но я видел жизнь; Я увидел мир благодаря армии».  

‘Какой мир ты видел?’

‘Ленинград, Петрозаводск – много мест…’

 Прибываем в вершина пирамидальной формы. С одной стороны бело — земля промыта прочь, оставив голую скалу.

‘Вашалав, ты веришь, что и горы в конце концов поседеть и умереть? — спрашиваю я, пока мы поднимаемся все выше и выше, сохраняя спокойствие. глаз на овец.

‘Этот будет уничтожен. Он скоро умрет. Но мы не доживу до этого». Ветер подхватывает его слова и уносит их прочь. Это бесшумно летит сюда. Солнце все еще палит.

‘Ты видишь эти горы?’ Он указывает на расстояние. Я не вижу — кругом горы, — но киваю головой. — Там есть каменная деревня. Все окаменело — люди, животные, много. Давным-давно женщина посмотрела на звезды и сделала желание, и волшебная звезда исполнила желание. Желание женщины было муки падать зимой вместо снега. Так или иначе, однажды зимним вечером путник приехали в деревню и увидели, как расточительны люди с мукой, и ушел, даже не переночевав. Уходя, он сказал: «Хотел бы я, чтобы все превращаются в камень», и звезда исполнила его желание. Деревня была каменной. с тех пор».

‘А как же плохо, когда у людей есть чем заняться есть?’   

‘Это плохо. Люди перестают работать. Это плохо для земля. И эта земля… она… она наша. И имам Шамиль пас своих лошадей на этой горе. И если бы здесь не паслась лошадь летом, он не оседлал бы его зимой.

Вашалав уходит молиться, а я сажусь на торос. Вокруг меня пышные зеленые холмы и мягкие холмистые горы, их склоны такие пологие, что они, возможно, образованный выдохом земли. Скоро она снова вздохнет, но мы не будет рядом, чтобы увидеть это. Птицы поют, облака висят неподвижно, как будто и они смотрят на севухские пастбища. Я хочу пить, но весна далеко.

‘Пока Вашалав молясь, я слежу за его овцами. Они сбиваются в кучу, опустив головы, двигаясь, как шелестящий поток, когда косят траву. Как будто их единственная цель в жизни есть столько, сколько они могут, прежде чем быть принесенными в жертву.

Пока Вашалав молится, я слежу за его овца. Они сбиваются в кучу, опустив головы, и двигаются, как журчащий ручей. они косят траву. Как будто их единственная цель в жизни — съесть столько, сколько они может, прежде чем быть принесенным в жертву. Здесь, в горах, время словно останавливается. дыхание, ваш разум останавливается, вас больше не беспокоят сильные эмоции или мечты, вы свободны от мыслей, от города, от цивилизация. Вы просто свободны. Но вдруг сквозь неподвижную тишину я услышать тонкое блеяние ягненка, отбившегося от матери, и пронзительное ответное блеяние овцы, и я ловлю себя на мысли об овцах. Возможно, Всевышний создал их для того, чтобы люди могли в какой-то момент достичь пик человечества, добровольно отказавшись от мяса. Овцы должны быть объекты человеческого доказательства их человечности – овца, в конце концов, практически единственное существо, которое уходит из жизни без протеста. И они больше всего похожи люди в момент их смерти.

Каменные гиганты

Позади меня великая каменная стена, разделяющая Дагестан из Чечни. Его лицо сильно изломано, и в каждом сегменте I увидеть лицо каменного гиганта. Я постепенно начинаю различать их черты: Шамиль Басаев в панаме, в которой он захватил близлежащий Буденновск во время Первой чеченской войны; имам Шамиль в бараньей шапке; Надер Шах с его длинная борода. Наблюдают ли они за этим регионом, или их превратили в камень на веки вечные волшебной звездой, за то, что предпочел войну честному труду…?

Озеро сверкает вдалеке. Вашалав приходит спиной и сидит на траве, его неуклюжие руки неподвижны, посох рядом с ним. Он часами сидит без мыслей в голове. Кажется, ничего не происходит, но душа его постоянно в работе — ведь главная ее потребность — свобода. И это то, что отличает его от меня. У меня есть образование, нетребовательная работа, и возможность путешествовать и не коротать время, пиная овец зад. Все эти достоинства покрывают меня, как скорлупа, не давая моей душе работающий. Убери мою скорлупу, и я буду как Вашалав, человек, чья единственная ярким воспоминанием остались и останутся его годы службы в Советской Армии.

Магия горы Дагестана завораживают, особенно когда садится солнце и небо полно звезд. (Фото: Юрий Сомов, агентство РИА Новости, все права защищены)

Ближе к вечеру, не в силах вырваться из своей скорлупы, я спустись с горы за моим мобильным телефоном. Я осторожно спускаюсь вниз, опираясь на посох, зацепив ноги между кочками, чтобы не поскользнуться, боялся, что могу сдвинуть камень, и он упадет со склона, унося меня с ним, и я не могу думать ни о чем, кроме как спуститься с холма. в горы мы все становимся одинаковыми.

Счастье

«Эй, Вашалав!» — зову снизу. пастух в его кепка появляется на выступе надо мной. «Что делает тебя счастливым?»

«Завтра!» — кричит он в ответ.

‘Что значит – завтра?’

‘Что завтра будет другой день!’

Когда я подхожу к хижине, грани камня гиганты окутаны густым темным туманом. Затем небо чернеет, и они исчезают из поля зрения. Начинают падать тяжелые капли, начинается ливень. Холодный ветер удары. Хочбар выгоняет овец из загона. Баранов отделили, и пора забирать их домой, но овцы не готовы двигаться.

‘Идиотская овца!’ кричит Алимирза.

Хочбар снимает ботинки и бросает их в овца. Стоят как вкопанные. Дождь падает крупными холодными каплями. Алимирза считает своих овец, слегка касаясь каждой посохом. Мы бежим к нашу хижину сквозь проливной дождь.

Алимирза затягивается сигаретой и выглядывает из окно в темное небо. Вдали еще едет Хочбар овца.

‘Мне нравится сидеть здесь, в хате, курить и глядя на дождь», — говорит Алимирза. «Это мои самые счастливые моменты… я завтра буду продавать этих овец, мне все это надоело» — его настроение меняется быстрее, чем погода в горах. «Я не могу провести всю свою жизнь как пастух, — мрачно говорит он.

‘И что ты тогда будешь делать?’ спрашиваю через стуча зубами.

‘Что я буду делать?’ Он оборачивается, протягивая плащ мне. «Почему, я куплю новых овец!»

Дожди прекращаются, и снова палит солнце, сушка травы в кратчайшие сроки. Вот как это здесь все время — один минута холодная, следующая печет. Потом идет дождь, а потом приходит туман вниз. Хочбар делает нам хинкала , местное рагу из тушенки и пельменей, и рассказывает нам историю о волке, который попал в ловушку и отгрыз себе ногу, чтобы спастись. Я смотрю на них, отца и сына, и удивляться, что удерживает их в этой тяжелой жизни, когда ты не можешь заработать любые деньги как фермер в России. Что заставляет их продолжать работать, их и Вашалав и другие люди, которых я встречал в русских деревнях? Ведь ни один из они верят, что после смерти попадут в рай и там найдут награду за их честный каторжный труд.

В ту ночь, лежа под открытым небом и завернувшись в плащ, я смотрю на звезды, надеясь найти ту волшебную, которая подарит мне отвечать. Мы, горожане, обсыпанные мукой и потребляющие больше мяса, чем пастухи, редко задаемся вопросом, что заставляет работать земледельцев, а сами, говорящие на нашем языке плохо или совсем не говорящие, не могут объяснить почему. Так что вопрос остается без ответа.

‘Я смотрю на них, отец и сына, и удивляться, что удерживает их в этой тяжелой жизни, когда ты ничего не можешь сделать. деньги как фермер в России. Что заставляет их работать, их и Вашалава? а другие люди, которых я встречал в русских деревнях?

Звезды висят надо мной, как лампы. Но я не чувствую себя песчинкой перед могучей вселенной, хотя должен. Наоборот, я смотрю вдоль плаща, и он кажется огромным. Овцы блеяние, лай собак. Голос из хижины говорит: «Эти волки становится слишком дерзким!». Потом Алимирза что-то говорит Хочбару по-аварски. единственное, что разделяет людей, это язык, и, кроме нашего последнего покрова, мы ничего не брать с собой из этого мира.

Вам может понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *