Отмена крепостного права
Отмена крепостного права.
Император Александр II, взошедший на престол в 1855 г., по своим убеждениям был скорее консерватором, а не реформатором. Однако в обстановке, сложившейся после поражения России в Крымской войне, он осознал необходимость незамедлительных преобразований, и его царствование вошло в историю под именем эпохи Великих реформ, самой первой и самой важной из которых стала отмена крепостного права. К мысли о необходимости освобождения крестьян Александра II подтолкнула не только экономическая необходимость, но и страх перед растущим недовольством крестьян. Выступая в марте 1856 г. перед московским дворянством, царь заявил: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу».
С 1857 г. началась подготовка крестьянской реформы. Поначалу она велась, как и при Николае I, в рамках Секретного комитета по крестьянскому делу. Однако император, догадываясь о негативном отношении большинства помещиков к готовящейся реформе, хотел, чтобы инициатива ее проведения исходила от самих дворян. В ноябре 1857 г. царь издал рескрипт (предписание) на имя виленского губернатора
В. И. Назимова, в котором разрешил виленским помещикам создать губернские комитеты для подготовки проектов реформы. В 1858 г. такие комитеты были созданы в 46 губерниях, Секретный комитет был преобразован в Главный комитет, и подготовка реформы стала гласной. В 1859 г. материалы, подготовленные губернскими комитетами, были переданы для окончательного редактирования в редакционные комиссии во главе с Я. И. Ростовцевым. Благодаря ему и работавшим вместе с ним либеральным деятелям Н. А. Милютину, Ю. Ф. Самарину, В. А. Черкасскому и др. в окончательном документе предусматривалось наделение крестьян хотя бы небольшим земельным наделом, в противовес предложениям большинства помещиков. В 1860 г. документы об освобождении крестьян были переданы в Главный комитет, а затем в Государственный совет для утверждения. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости (рис. 7.1). Освобождение крестьян осуществлялось на следующих условиях:
- крестьяне получали личную свободу и уравнивались в правах с другими сословиями;
- крестьяне получали в свое распоряжение землю не больше установленной законом нормы (от 3 до 12 десятин). В случае если их земельный надел превышал эту норму, помещик имел право отрезать себе «лишнюю» землю (такие участки стали называться отрезками);
- за землю крестьяне должны были заплатить выкуп. Сумма выкупа приравнивалась к капиталу, положенному в банк, который при 6 % годовых должен был приносить помещику доход, равный сумме прежде получаемого оброка;
- крестьяне уплачивали помещикам 20 % выкупной суммы, 80 % за них единовременно вносило государство, в течение 49 лет крестьяне должны были уплачивать этот долг государству под 6 % годовых;
- до момента выплаты помещикам причитающейся им части выкупа крестьяне оставались на положении временнообязанных, то есть продолжали исполнять барщину и платить оброк, но в ограниченных государством размерах;
- урегулированием споров между крестьянами и помещиками в ходе реформы руководили мировые посредники, назначавшиеся правительством из числа местных дворян.
Крестьянская реформа 1861 г. дала стимул развитию капиталистических отношений в России и появлению рынка свободной рабочей силы. Однако при ее проведении, по словам самого царя, было сделано все возможное «для ограждения выгод помещиков», остались нетронутыми многие пережитки крепостного права, в первую очередь крупное помещичье землевладение.
Суть явления
Феодализм — социально-экономическая и политическая система в средневековой Европе, метод управления, основанный на иерархической зависимости индивидов с разделением общества на три слоя: духовенство, рыцарство и крестьянство. В эпоху феодализма был распространён общественный уклад, называемый крепостничеством. Он обеспечивался совокупностью юридических норм, известных как крепостное право.
Это особый вид феодальной зависимости между землевладельцем и арендатором. В наиболее типичных феодальных отношениях крестьянин арендовал принадлежащую феодалу землю, а в обмен брал на себя определённые обязательства. В Средние века наиболее распространённой формой выполнения такого обязательства было обеспечение арендодателя товарами или рентой (оплатой наличными). В XV веке эта система начала постепенно исчезать на Западе, а к XVIII веку стала полной реликвией.
Характеристики крепостничества
Примерно в то же время в Восточной и Центральной Европе, в том числе и на Руси, тенденция изменилась: феодальные обязательства принимали всё более жёсткие формы. Крестьянин был обязан работать на земле своего хозяина в течение определённого количества дней, которое первоначально рассматривалось в качестве платы за землепользование, а их число постоянно росло. Это означало, что для выполнения своих обязательств крестьянин должен был работать вместе со своей семьёй. Однако это только один из аспектов угнетения крестьян.
Дворянство использовало своё политическое влияние, чтобы «привязать» крестьян к земле. Правило glebae adscripti, которое фактически запрещало крестьянам покидать земли своего хозяина или пытаться изменить свои жилищные условия, было одобрено высокими сословиями.
В то же время усилился правовой контроль помещика над крепостными — были введены санкции, включая смертную казнь. В результате произвол и безнаказанность дворянства и его администрации по отношению к подданным были безграничны. Французский историк Даниэль Бовуа писал: «Землевладельцы на Украине XIX века были чрезвычайно жестокими, их жестокость никогда не была адекватно наказана. Убийство крестьянина влекло за собой наказание в виде месяца заключения и покаяния, назначенного священником».
У дворян имелись изощрённые методы угнетения своих подчинённых. Изобретением той эпохи была пропинация — привилегия, которая предполагала монополию на получение прибыли от продажи алкоголя крестьянам. Последние были вынуждены покупать минимальный набор спиртного. Тратя деньги на водку, они дополнительно подогревали интерес своего хозяина. Это стало одной из основных причин алкоголизма среди крестьянства.
Помещик решал вопрос о будущем крестьянских детей. Смогут ли сыновья крепостного обучаться в городе или они останутся работать на землевладении — это зависело только от феодала. Он также определял судьбу вдов, часто вынужденных выходить замуж за выбранного им крестьянина, чтобы заполнить пробелы в рабочей силе. До 1861 года в России существовали две основные категории крестьян:
- Живущие на государственных землях, подконтрольные Министерству государственных имуществ.
- Проживающие на земле частных землевладельцев.
Крепостными считались только люди, входившие во вторую категорию. Их количество достигло наибольшего значения к концу правления Петра Великого, а в 1858 году они составляли примерно 38% всего мужского населения.
Что мы узнали?
Поговорили кратко о значении отмены крепостного права в России, рассмотрели положительные и отрицательные последствия реформы, отметили ее непоследовательный характер. Уточнили, почему она не сняла остроту аграрного вопроса и каким образом привела к развитию новых общественных отношений, а также выяснили, почему, будучи юридически свободными, по факту крестьяне оставались крепостными. Объяснили, почему она все же носила прогрессивный характер и сделала Россию частью мирового буржуазного сообщества.
За высоким забором
На вокзалах и около пунктов раздачи еды для бездомных из общей массы резко выделяется группа хорошо одетых людей. Они высматривают клиентов покрепче среди завсегдатаев «кормежек». Местные бездомные зовут их волонтерами, но на деле это профессиональные рекрутеры. Их задача — завербовать в рабочие дома работяг из числа бомжей или оказавшихся в трудной ситуации приезжих. Потенциальных клиентов заманивают обещаниями о крыше над головой, трехразовом питании и достойных условиях труда и отдыха. Жилье, еда и душ — стандартный набор обещаемых удобств в любом рабдоме. Изредка их усиливают медицинской помощью и реабилитацией от алкогольной или наркотической зависимости. Попасть в такое заведение несложно, стоит лишь откликнуться на многочисленные предложения с листовок или подойти к одному из зазывал. А вот выбраться получается далеко не у всех.
— У нас были ребята, которым пришлось бежать из одного реабилитационного центра. Их просто не выпускали с территории коттеджа, в котором он расположен. Документы у молодых людей отобрали сразу, как только они туда попали, — рассказывает юрисконсульт благотворительной организации «Ночлежка» Роман Ширшов.— Парень с девушкой приехали в Санкт-Петербург из российской глубинки. Сначала работали, снимали квартиру, потом оба неожиданно лишились заработка. За квартиру платить стало нечем, поэтому решили воспользоваться предложением пожить и поработать в таком рабдоме. В итоге оказались прямо-таки в рабстве. Деньги они получали только «на сигареты», то есть копейки. Из дома выходить можно было исключительно на работы. Тех, кто сопротивлялся режиму, избивали.
Дома — не лучше-2
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
В рабдома обычно зазывают под предлогом достойной жизни: будет еда, кров и хорошая . Однако порой оборачивается всё это совсем по-другому. Зарплату постояльцам зачастую полностью не выдают — если повезет, можно рассчитывать на половину, добавил юрист.
— А то и вовсе обманут: мол, запил, сорвал смену, за это штраф в размере всех выплат. Сейчас стали еще активнее вербовать, потому что мигрантов не хватает, и такая бесплатная рабочая сила нарасхват, — отметил Роман Ширшов.
«Хозяин бьет — терпи»: как на Украине торгуют людьми
Рабы и рабыни рассказали о «трудовых концлагерях»
Так ли страшны рабдома, как кажутся на первый взгляд, на собственном опыте решил проверить корреспондент РЕН ТВ. Далее — его рассказ.
«В комнате, рассчитанной на 22 жильца, почти все места заняты. Таких помещений в подмосковном коттедже, куда меня отвезли с площади трех вокзалов, три — две мужские, одна женская. Рядом со мной ночуют двое мужчин, остальные пока отдыхают в общей комнате. Оба страшно кашляют. Голые стены, двухъярусные кровати, постельное белье — вот и всё, что здесь есть. Кормят тут по расписанию: на ужин мясо с жареным луком, по запаху протухшее; на завтрак — каша. Мой сосед начинает молиться.
— Нужно верить, нужно всегда верить в лучшее, — говорит он мне. — Я запил, денег нет, вернуться домой не могу. Я хочу собрать документы, поднакопить и уехать отсюда.
Выхожу во двор, пообщаться с другими постояльцами. Рассказываю свою легенду, мол, деньги и документы украли, жить негде, неделю назад приехал и уже попал в такую историю. Сочувствующий молодой человек предлагает мне решение.
— На паспорт похожего на тебя человека оформляешь в рассрочку дорогой телефон, потом продаешь его. Так можно на руки сразу получить до 80 тыс. рублей, — говорит он.
Как я понимаю, многие тут занимаются мошенничеством с документами и кражами. Поддельные документы выдают и мне. Утром нас должны распределить на работы. Меня фотографируют на телефон и делают якобы ксерокопию паспорта. Выдают распечатку, ее я должен предъявить работодателю.
Дома — не лучше-1
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Ночью пару раз просыпался. Сначала от ругани одного из соседей — его кусали клопы, — потом от того, что насекомые добрались и до меня.
До работы мы добираемся несколько часов на общественном транспорте. Мой набожный сосед сбегает по пути на работу. Надсмотрщик говорит, что за последние три дня это четвертый человек, который убежал. В итоге приезжаю на стройку без напарника. Мои поддельные документы никого не смутили — сегодня я буду помогать ремонтировать больницу. Работа не пыльная, но тяжелая: нужно таскать стройматериалы на седьмой этаж. Говорю начальнику, что один не справлюсь, он успокаивает: скоро подъедут еще четыре человека. Видимо, из других рабдомов».
Рабы не мы: почему от рабства не защищен никто
По оценкам экспертов, регистрируется только 1 из 9 преступлений
За работу платят около 2,5 тыс. рублей. 500 отдают работнику. Еще 500 идет на содержание и еду. Остальное забирает хозяин дома. Получается, что руководить рабдомом очень прибыльно. Умножаем на 20 — примерно столько жильцов в комнате — и получаем 30 тыс. рублей в день. Умножаем на 30 дней в месяц — почти миллион чистой прибыли. Интересно, что начальник рабдома обычно имеет несколько квартир или коттеджей.
Закон об освобождении
Содержание реформы вошло в манифест «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Он представлял собой сборник из двадцати разных документов. Император подписал закон 3 марта 1861 года (19 февраля по старому календарю). Манифест предусматривал, что право собственности на землю оставалось за землевладельцами, которые добровольно согласились бы на её продажу или постоянное использование крестьянами.
Подчёркивалось, что дворяне законным путём стали владельцами земли, поэтому было бы несправедливо требовать её возмещения без компенсации. Из-за опасений правительства, которое ожидало вспышки беспорядков, текст был обнародован только 5 марта 1861 года, накануне Великого поста. Первое публичное чтение манифеста состоялось 7 марта во Владимире, последнее — 2 апреля в Кишинёве.
Закон гласил, что с 5 марта 1861 года крестьяне перестали считаться собственностью землевладельцев и больше не могли подвергаться сделкам купли-продажи. Они получили право заниматься производственной и коммерческой деятельностью, заключать договоры и браки, самообразовываться, приобретать товары и переезжать в буржуазные и купеческие государства.
Однако в области отдельных гражданских правонарушений они оставались под юрисдикцией сельских судов, по-прежнему уплачивая максимальные налоги, и не имели права на длительный выезд из их нынешнего местонахождения без согласия сельской общины.
Помещикам необходимо было сдать крестьянам надел, за который последние должны были платить арендную плату или работать на крепостных обязательствах. Размер участка был установлен после длительных переговоров администрации с феодалами, он различался в зависимости от региона. Крестьянин не имел права отказываться от земли в течение девяти лет.
Закон безоговорочно разрешал бывшим крепостным покупать усадьбу, тогда как её выкуп до 1891 года мог осуществляться только по разрешению землевладельца. Этот факт означал, что многие крестьяне оставались временнообязанными и могли использовать личную свободу, гарантированную законом. Покупка совершалась всем сообществом, а не индивидуально.
К 1881 году около 85 процентов крестьян получили свою землю. Выкуп тогда был сделан обязательным. Большой рост населения, произошедший в период между эмансипацией и революцией 1905 года, усложнял экономическую жизнь бывших крепостных.
Результаты и значение
Значение отмены крепостничества в истории развития капиталистического общества неоспоримо. Благодаря реформе целое сословие получило личную независимость от помещиков. Ранее бесправные, крестьяне могли беспрепятственно пройти обучение в учебных заведениях, заключать договоры и сделки, вступать в свободные супружеские отношения, выбирать работу. Помещики уже не могли подарить крестьянина, продать его или купить.
Крестьяне, служившие при дворе помещиков, освобождались из рабства без земельных наделов. Образовавшаяся наемная рабочая сила обусловила резкий скачок в развитии промышленности. Ведь все бывшие дворовые шли работать на заводы и фабрики, тем самым расширяя возможности роста торговли и товарно-денежных отношений. К тому же закон об отмене крепостничества подтолкнул правительство ко многим буржуазным преобразованиям в стране: судебной, военной и городской реформам.
Но крестьянская реформа принесла и отрицательные результаты. Сосредоточение лучших земель во власти помещиков, огромные выкупные платежи загнали в кабалу миллионы селян, что вызывало большое недовольство и стало причиной многочисленных бунтов и восстаний. Еще одним отрицательным моментом является то, что решение о снятии с селян рекрутской повинности не было принято правительством.
СПАДИЛО.РУ
Принципы воспитания поместного дворянства
После указа Екатерины II «О вольности дворянства» помещики становятся особо жестокими и невежественными. В связи с этим просвещенные люди начинают беспокоиться о будущем страны, так как принципы воспитания дворянства сводятся к невежеству и самодурству. Из сложившейся ситуации Д.И. Фонвизин видит лишь один выход – возвращение к идеям просвещения – добра, чести и долга.
Тему воспитания можно считать центральной в пьесе Фонвизина «Недоросль». Автор раскрывает проблематику на примере воспитания сына Простаковой Митрофана и племянницы Стародума Софьи.
Черное и белое
Некоторые рабдома — это маленькие тюрьмы, в которых живут по понятиям. Там есть «бегунки» и «крысы». Бегунками называют тех, кто сбегает из трудового дома по пути на работу. Судя по публикациям в соцсетях, таких людей много. Крысами же считают тех, кто совершил мелкую кражу. При этом уголовные дела по таким рабцентрам и царящему там произволу заводятся редко: доказать факты намеренного удержания человека в квартире или коттедже и отбора документов крайне сложно, отметил Роман Ширшов.
«Известиям» удалось найти в Сети несколько пабликов, где завсегдатаи трудовых домов делятся информацией о пропавших людях, ненадежных постояльцах и призывают наказать обидчиков из числа работодателей. Невзирая на законы о тайне частной жизни и защите персональных данных, здесь публикуют паспорта бесправных бомжей, оскорбляют их и публично призывают к унижению и избиению тех, кто пошел против их правил.
Дома — не лучше-5
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына
«Господин Афанасенко. Редкая хромая лошадь. Второй раз доверились этой животине, и, как обычно, в первый день срыв объекта. При встрече данного примата раздайте лещей», — убеждают в одном из постов.
Тем не менее есть и примеры вполне достойных рабочих домов. Один из таких, «Ной», принимает к себе не только способных трудиться мужчин, но и женщин, стариков и инвалидов. Всем им оказывается посильная помощь — в первую очередь с восстановлением документов.
Холодный город: кто помогает бездомным с наступлением зимы
И что делать, если один из них оказался в вашем подъезде или на станции метро
— Из тысячи постояльцев у нас примерно 400 человек способны работать, а 600 сами себя прокормить не в состоянии. Половина заработанных денег трудяг идет на содержание женщин и стариков. Мы были первым центром, где людям стали платить зарплату. Изначально же реабилитационные центры давали кров в обмен на заработанные деньги. Поначалу люди не могли поверить, что это правда: не только жилье и еда, но и зарплата, — рассказал «Известиям» руководитель сети приютов для бездомных людей «Дом трудолюбия Ной» Эмиль Сосинский.
Станислав живет в «Ное» недавно. Он попал в дом трудолюбия после операции на ноге. В других рабочих домах, где нужно трудиться на стройке, со своим заболеванием он продержаться бы не смог. Тут он ухаживает за свиньями.
— Я был до этого в нескольких трудовых домах. В одном били, в другом забрали паспорт. Но попадались и хорошие, где условия были приемлемые. А случалось, что и на улице жить приходилось. Сейчас моя самая большая мечта — вылечиться, найти хорошую девушку и завести семью, — рассказал молодой человек «Известиям».
В «Ное» живут в общих комнатах. У каждого свой угол с личными вещами и кровать. Постельное белье меняют раз в неделю.
— Оно идеально белое, — показывает Станислав, — приятно засыпать и чувствовать запах свежести.
Дома — не лучше-4
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
А вот Алексей и Юлия живут в «Ное» уже несколько лет. Оба до этого тоже прошли через другие рабочие дома. В «Спарте», рассказывает Алексей, могли избить. Один раз начальники так расколотили голову одному жильцу, что крови хватило бы на стакан, говорит он. В другом рабочем кооперативе, добавляет Юлия, ее пытались заставить таскать тяжести, поэтому она сбежала.
Порабощенные трудом: бездомного петербуржца пытали сотрудники соцприюта
Постояльцев рабочих домов бессовестно обманывают и эксплуатируют
За время, проведенное в «Ное», молодые люди поженились и завели семью — в отдельной комнате в приюте они живут с двумя дочками. Мечтают о своем жилье, но пока не соберут все необходимые документы (их у Юлии украли в первый же день после приезда в Москву), «Ной» не покинут.
— Мы не вечные, должны оставить что-то девочкам, чтобы у них была достойная жизнь. В первую очередь нужен свой дом, тогда всё остальное приложится. Когда соберем документы, можем рассчитывать на маткапитал — он будет первым взносом за квартиру, — говорит Юлия.
Осуществление крестьянской реформы
Благодаря реформе крестьяне действительно получили личную независимость. Но полного раскрепощения крестьянского сословия не произошло. Поскольку проект закона разрабатывался с учетом помещичьих интересов, то селяне получали в пользование худшие земли: болота, пустыри или песчаные участки. Озера, леса, пастбища остались во владении помещиков. Быстро распространялась чересполосица. Угодья, которые находились в распоряжении крестьян до принятия закона, приходилось выкупать.
Согласно Манифесту крестьянин мог воспользоваться выкупной операцией, чтобы выкупить свою землю у помещиков. При этой операции государство кредитовало крестьянину 80% суммы, которую кредитуемый должен был вернуть банку в течение 49 лет с момента получения. Проценты были огромными, в итоге крестьянин переплачивал в три раза больше.
Таким образом, фактически крестьяне попадали в зависимость и к помещику, и к государству. Многие семьи не могли выплачивать оброк и кредит и по-прежнему шли работать к своим бывшим землевладельцам.
Надежды крестьян были жестоко обмануты. Поползли слухи о том, что помещики скрывают настоящий указ царя. С 1862 года по стране прокатилась волна бунтов и восстаний. В последующем (события, произошедшие в 1905 году) «свободные» крестьяне организованно и массово вышли отстаивать свою настоящую свободу.
Разработка Манифеста
Министерские комиссии занимались разработкой будущей реформы и предоставляли проекты Александру II. Годом отмены крепостного права можно считать ноябрь 1857 года, когда виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову царем был отправлен документ (рескрипт) о необходимости создания дворянских комитетов в белорусско-литовских губерниях Руси для внесения предложений и поправок в проект, подготовленный правительством. В комитеты должны были входить только дворяне.
К концу 1858 года дворянские комитеты были созданы во всех российских губерниях. На их заседаниях обсуждались дополнения или изменения главного документа о ликвидации крепостной зависимости и отправлялись на рассмотрение Главного комитета, который обрабатывал и принимал или отклонял предложения.
Наибольшие разногласия заключались в вопросе о крестьянском наделе. Было выдвинуто три варианта решения этого вопроса:
- Дать личную свободу крестьянину, но надел и усадьбу с домом он обязан выкупить или отработать.
- Освободить от личной зависимости, оставить усадьбу с домом, но возделываемый надел следует выкупить.
- Освободить с усадьбой и небольшим наделом. Остальной надел необходимо выкупать.
По окончании работы Главного комитета подписан манифест, в котором в земельном вопросе было принято нечто среднее между этими тремя вариантами.